4 мая 2011 г.

Ох, уж эта пенсия!!!

Продолжение от 28.04.2011

Невозможность обеспечения до­стойного уровня жизни пожилых граж­дан с помощью солидарной системы пенсионного обеспечения ясна всем специалистам и политикам. Постепенно это начинают осознавать и наши граждане. Сейчас все больше людей задумываются над своим финансовым будущим и стремятся самостоятельно, не надеясь на государство решать свои проблемы. Будем надеяться на то, что у наших сограждан хватит здравого смысла самим позаботиться о финансовом благополучии своей семьи, оставив государству заботу о тех, кто действительно (в силу физического состояния) не может сделать этого сам.
Проблема пенсионного обеспечения — это «не проблема пенсионеров (им как раз помочь труднее всего), это проблема всех, кто уже имеет денежные доходы, и чем в более раннем возрасте люди начнут решать эту проблему, тем больше помощи они принесут себе, своим близким, государству.
Необходимо четко понимать, что мы можем рассчитывать только на минимальную государственную пенсию — остальное должны обеспечить себе сами.
И здесь главную роль сыграет накопительное социальное пенсионное страхование. Уже сейчас на рынке работают около 50 страховых компаний, банков, негосударственных пенсионных фондов и других финансо­вых учреждений. Но после преобразо­ваний появится еще больше компаний, которые попытаются заработать на этой ситуации.
Поэтому уже сейчас важно заду­маться о будущем. ВЕДЬ ЗАВТРА УЖЕ БУДЕТ ПОЗДНО. Уже сейчас каждому украинцу нужно выбрать надежную компанию для вложение своих де­нет, которая обеспечит прибыльность вкладов и финансовую защиту в будущем.
В одном из предыдущих номеров нашего журнала мы уже рассказывали о компании "Евролайф Украина", являющейся дочерним предприятием ОС Occident Holding AG (Швейцария) — ведущего поставщика консультационных и посреднических услуг в области финансовых продуктом в Центральной и Восточной Европе. Компания с 2000 года начала ра­ботать на территории Украины и пред­лагает долгосрочные социально накопительные программы двух ми­ровых лидеров страхового рынка — австрийской компании Grawe и амери­канской ALICO AIG Life



Надя Бондаренко, Простобанк Консалтинг
17 октября — Всемирный день борьбы с бедностью. Наименее социально обеспеченной категорией населения в Украине небезосновательно считаются пенсионеры.


Если европейские бабушки и дедушки, дождавшись пенсии, пускаются в кругосветные путешествия, наши часто приходится выдвигаться на рынок в роли продавцов. Кто-то видит причину этого в несовершенстве политики пенсионного обеспечения, а кто-то — в отсутствии этой политики как таковой
Молодые люди все больше следуют практике Запада — открывают пенсионные счета в банках Украины, исправно вносят туда деньги, которые, по их мнению, будет гораздо реальнее получить через 30 лет, нежели призрачную пенсию от госструктуры, которая неизвестно еще доживет ли до тех времен. Но государство эту структуру без присмотра не оставляет. Ведь количество неработающего населения у нас превышает работающее. И трудно представить, что начнется, если все пенсионеры нашей страны поднимут бунт.
С одной стороны, нынешнее поколение пенсионеров рассчитывает, что трудоспособные современники за счет уплаты налога в Пенсионный фонд смогут их содержать. Ведь в свое время они так же добросовестно платили пенсионные взносы. Но с другой стороны, работающие в рыночных условиях граждане в силу целого ряда причин, в том числе и сложившейся ментальности, не могут в раз вывести «на свет» свои зарплаты, чтобы улучшить материальное положение чужих бабушек и дедушек. Они не уверены, что в будущем найдутся такие же трудящиеся, которые последуют их благородному примеру.
Сегодня такой фонд многими воспринимается как нечто абстрактное. Многие (особенно – представители творческих профессий) уже не переживают, куда бы положить трудовую книжку: молодые ее вовсе не заводят, а те, у кого она открывалась в период советского обязательного трудоустройства, хранят ее дома, на память. «Я не верю, что государство будет меня обеспечивать», — считает писатель Андрей Курков. Тем не менее, Пенсионный фонд в Украине не только существует, но и видоизменяется.

Хроники пенсионного обеспечения

В ноябре 1991 года, приняв груз ответственности, возложенной громким словом «независимость», Верховная Рада приняла Закон «О пенсионном обеспечении», который гарантировал всем нетрудоспособным гражданам страны право на материальное обеспечение путем предоставления трудовых и социальных пенсий. Кроме правильных и в равной степени обязательных слов он ничего не нес, и сложившегося советского порядка не менял. Хотя долгое время и оставался единственным законом, регулирующим пенсионные начисления.
В 1998 году Указом Президента были утверждены «Основные направления реформирования пенсионного обеспечения в Украине», разработанные Кабмином.
Практические действия, то и дело натыкающиеся на фактическое бездействие, начались с Закона «О внесении изменений в «Закон Украины «О пенсионном обеспечении». Так, с октября 1999 года планировалось увеличить минимальный размер пенсии по возрасту до 55 грн. На реализацию этого, по данным КабМин, необходимо было 9,7 млрд грн в год, что на тот момент оказалось фонду не по зубам. С такой резолюцией Президент и вернул «55-гривневый» закон в парламент — мол, определите источники финансирования.
На том дело реформирования и застыло. Но минимальную пенсию согласно Закону «О повышении минимального размера пенсий», установили на уровне 24,9 грн. Поэтому минимальную при полном трудовом стаже повысили с 41 до 46 грн, а максимальную — с 59,86 до 74,7 грн. Работникам вредного производства дотянули почти до 100 грн. На эту акцию потребовалось более 90 млн грн, и их нашли, благодаря введению дополнительных ставок сбора на обязательное государственное пенсионное страхование: с операций купли-продажи валюты и с продажи ювелирных изделий.
Однако обеспечить пенсию на уровне 75% от средней зарплаты по стране, как это было прописано в действующем пенсионном законодательстве, не удавалось — она соответствовала 40%. Без коренного реформирования обеспечить необходимый уровень было невозможно. В это же время был проведен львовский эксперимент по внедрению персонифицированных пенсионных счетов, который позволил увеличить поступления в фонд. После чего в чиновничьих умах возникла идея закрепить его законодательно. Реформа продолжилась.

Толстая папка с законами

К концу 2000 года правительство обратило пристальное внимание на следующий факт: законодательство предусматривает начисление пенсии не по последнему заработку, а по зарплате за любые 5 лет. Это стимулирует многих к сокрытию доходов и к игнорированию пенсионных взносов. Дабы воспрепятствовать таким нечестным поступкам трудящихся, Министерство труда и социальной политики внесло на рассмотрение Кабмина законопроект, по которому суммы зарплаты для начисления пенсий, начиная с 2000 года, насчитывались из данных персонифицированного учета платежей в Пенсионный фонд. На переходном этапе реформы, делая скидку на высокий уровень безработицы в стране, выходящим на пенсию дали возможность выбора трудовых лет, учитываемых при расчете пенсии.
В 2001–2004 гг. для расчета пенсий брался, по выбору пенсионера, среднемесячный фактический заработок за последние 5 лет работы или за любые 10 лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности, независимо от перерывов в работе. В 2003 году был принят Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который вступил в силу 1 января 2004 года. В июле 2003 был принят Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении», который легализировал начало деятельности негосударственных пенсионных фондов.
С 1 января 2005 года при расчете пенсий берется, по выбору пенсионера, среднемесячный фактический заработок за последние 10 лет работы или за любые 15 лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности, независимо от перерывов в работе. Если человек проработал меньший срок, чем определено нормами, среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы заработка за период работы пенсионера на число месяцев в нем.
С 1 марта 2007 в соответствии с Постановлением Кабмина «О повышении размера пенсий некоторым категориям граждан в связи с увеличением средней заработной платы» были проведены перерасчеты пенсий. Средняя пенсия определилась между 500 и 600 грн, в зависимости от региона, то есть от работы представительств Пенсионного фонда. Для военнослужащих — в 2 раза больше.
С 1 мая 2007 года в соответствии с Постановлением Кабмина «Об улучшении материального обеспечения отдельных категорий населения» инвалидам войны и участникам боевых действий была установлена ежемесячная адресная помощь пенсионерам, которой хватало разве что на мороженое. В том же году доплату некоторым категориям увеличили до 42 грн.
Очередное повышение пенсий было закреплено Постановлением Кабмина «О дополнительных мерах по улучшению материального обеспечения отдельных категорий населения» и предусмотрено с 1 сентября 2008 года.
Продолжение, безусловно, следует…