28 апр. 2011 г.

Ох, уж эта пенсия!!!


Завтра будет поздно
Каждому из нас хотелось бы максимально защитить себя и своих близких, быть уверенным в завтрашнем дне, вне зависимости от внезапных капризов судьбы. До сих пор гарантом нашей финансовой безопасности в преклонные годы было госу­дарство, но вскоре все может измениться...

Что нас ждет? До сих пор многие наши сограж­дане продолжают надеяться, что имен­но государство сможет дать им достой­ное пенсионное обеспечение. К сожа­лению, это пустые надежды. В услови­ях сложившейся демографической си­туации государственная солидарная пенсионная система не может функ­ционировать эффективно.
 Пришло время, когда каждый должен заботиться о себе самостоятельно, как это делают в зарубежных странах. Да, в 60-80-х годах прошлого века небольшое количество поколения пен­сионеров обществу содержать было нетрудно. Проблемы начали прояв­ляться в 90-х, когда прирост трудоспо­собного населения снизился. Если до 1991 года рождаемость в Украине пре­вышала смертность, то уже в 2002 году умерло на 373 тыс. человек больше, чем родилось. Суммарный коэффици­ент рождаемости, т.е. количество де­тей, которых родила одна женщина на протяжении своей жизни, снизился за это время с 1,9 до 1,1, а в городах — с 1,8 до 0,9.
Темпы старения населения созда­ют малоутешительную перспективу. Так, на 01.01.2004 г. количество пенсионе­ров составляло 30,2% от общей числен­ности населения страны (на 01.01.1987 г. — 23,6%). Соотношение численности пенсионеров к численности плательщи­ков взносов в Государственный пенси­онный фонд Украины составляет сей­час около 40%, а через 40-50 лет, по прогнозам специалистов, оно будет равняться 80%.
Сегодня в Украине сред­ний размер пенсий составляет 31% от официальной зарплаты. По прогнозам специалистов, в ближайшие 30 лет часть мирового на­селения в возрасте до 60 лет увеличит­ся почти вдвое. В Украине ситуация ничуть не лучше. По данным Пенсион­ного фонда, сегодня в Украине 13 млн. 300 тыс. пенсионеров при общей чис­ленности населения 46 млн. 741 тыс. человек, которое продолжает сокра­щаться. Около 10 млн. человек состав­ляют дети и молодежь, которая еще не работает. 

При этом примерно 5 млн. граждан Украины, находящихся в тру­доспособном возрасте, не являются застрахованными лицами, то есть с их заработной платы не производятся от­числения в Пенсионный фонд, потому что часть из них работает в сфере «те­невой экономики», а часть — за грани­цей. Получается, что сегодня на одно­го плательщика взносов в Пенсионный фонд приходится почти 0,8 пенсионе­ра, т.е. 10 работников содержат 8 пен­сионеров. Это очень высокая нагруз­ка, которая неизбежно ведет к недо­статку у Пенсионного фонда собствен­ных средств для выплаты пенсий. Де­фицит средств Пенсионного фонда по­крывается за счет Государственного бюджета, который, как известно, тоже дефицитен.
Но основные проблемы начнутся с 2010 года, когда пенсионного возрас­та достигнут, женщины, а потом (еще через 5 лет) и мужчины 1948-1952 г. р. В 2040 году в Украине, по оценкам эк­спертов, на 1000 работающих будет 1200 пенсионеров, т.е. демографи­ческие прогнозы у нас еще менее утешительны, чем в странах Европы и США.
Отрицательное влияние демогра­фической ситуации усиливается про­блемами экономического и социально­го характера. Действующая солидарная система пенсионного обеспечения является экономически неэффективной, прежде всего из-за влияния чрезмерно высоких ставок пенсионных взносов, создающих дополнительную нагрузку на экономику. Кроме того, законода­тельством не учитываются особенно­сти переходного периода — значитель­ная часть физических и юридических лиц вообще не платит или платит ми­нимальные пенсионные взносы.
Действующая пенсионная систе­ма не в силах решить и ряд острых про­блем социального характера, а имен­но:
  • очень низкий средний размер выплачиваемых пенсий, который к тому же мало зависит от трудового стажа и суммы уплаченных трудовых взносов
  • сложность процедур назначения и перерасчета пенсий
  • В сложившейся ситуации прави­тельство Украины вынуждено прово­дить пенсионную реформу. Однако этот процесс идет крайне медленно. До сих пор но введены в действие многие по­ложения Закона о негосударственном пенсионном обеспечении. В этом Ук­раина отстала не только от бывших социалистических стран (Чехии, Польши, Венгрии, Болгарии, Словакии, Словении и др.). но и от России, в кото­рой серьезные изменения в пенсион­ной системе начаты еще в 2002 году.
 В Украине пенсионная реформа проводится с целью перехода из еди­ной солидарной (распределительной) государственной пенсионной системы на трехуровневую пенсионную систе­му:

1) Солидарная (распредели­тельная) система общеобязатель­ного государственного пенсионно­го обеспечения. Суть ее состоит в обеспечении, с одной стороны, базо­вых принципов социального равенства. одинаковых для всех, защиты от бед­ности в старости, а с другой стороны — в ликвидации социальных различий, льгот и привилегий.
2) Накопительная система об­щеобязательного государственного пенсионного обеспечения. Обяза­тельная накопительная система пре­дусматривает, что все работники обя­заны откладывать часть заработанных средств на старость и вносить ее в На­копительный пенсионный фонд Украи­ны. После достижения пенсионного возраста каждый будет получать допол­нительно к выплатам по солидарной (распределительной) системе пенсию из обязательной накопительной систе­мы. В настоящее время данный уровень пенсионного обеспечения не функционирует. Кабмин решил отодвинуть старт этой кампании на 1 января 2009 года. Согласно проекту, будет создан Накопительный пенсионный фонд, в который будут перечисляться пенсион­ные платежи. Платежи будут начис­ляться на заработную плату застрахованных лиц а размерах: 2% (2009 г.). 3% (2010 г). 4% (2011 г.) вплоть по 7% от зарплаты в 2014 году.
3) Система негосударственно­го пенсионного обеспечения (доб­ровольная накопительная система). Она рассчитана на работодателей и работников, которые хотят и могут со­здать дополнительные накопления на старость. Каждый человек должен иметь возможность выбрать ту форму сбережений, которой он больше дове­ряет. Внедрение этой системы помо­жет повысить уровень пенсий за счет получения инвестиционного дохода, обеспечит зависимость размера пен­сии от пенсионных взносов работода­телей и наемных работников, а также смягчит отрицательные экономичес­кие и социальные последствия старе­ния населения. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?

Продолжение следует